Почему нельзя уничтожать бакалавриат и магистратуру Поделиться
Вузы должны отказаться от болонской системы — с «западничеством» в системе высшего образования в разное время дискутировали Яровая и Милонов, Бастрыкин и Жириновский. А теперь и председатель ассоциации юристов РФ, бывший вице-премьер правительства Сергей Степашин предложил — давайте вернемся к «лучшему в мире» советскому образованию.
Болонская система — бакалавриат, магистратура и докторантура — появилась в 1998 году. Россия официально присоединилась к болонскому процессу в 2003-м. Соглашение было подписано в Болонском университете, отсюда и название. Основная идея его в том, чтобы стандарты обучения должны быть одинаковы во всех вузах мира, а дипломы — унифицированы и признаны странами-участницами договора. Противники «болоньи» кивают на то, что за 18 лет наши дипломы так и не стали равноценными.
— Здесь все не так устроено, — говорит эксперт по ЕГЭ и образованию Евгений Серов. — Грубо говоря, засчитывают не сам диплом, а университет, туда выезжает комиссия, она работает, изучает курсы и программы, соответствуют ли они стандарту… Это все общественно-научная деятельность, не государственная. Россия и так недостаточно участвует в этом процессе, отсюда и проистекают проблемы с дипломами, кстати. А тут нам предлагают вообще выключиться… Да, в нашей стране бакалавриат и жестко увязанная с ним система ЕГЭ — реальный шанс для светлых голов из регионов, детей из не очень состоятельных семей получить образование. Попасть в хороший университет. Для этого же и реформа по системе «2+2+2», которая только «проклюнулась» и еще даже не начала работать — когда бакалавр после двух лет обучения может скорректировать специальность и даже факультет. И сетевые программы между вузами, когда можно будет слушать курсы в других вузах, поехать на время даже в тот же МГУ или «Вышку» и пройти курс — на их уровне, с их преподавателями, зачесть это в диплом… Это будущее, а не «советское образование». Все, что только выстроено и продумано, новые межвузовские связи — будет порушено. Мне это напоминает, знаете, данаид, осужденных наполнять водой бездонную бочку. Нельзя рушить то, что только построили!
Есть мнение, что бакалавриат выпускает «недоучек», а их дипломы не котируются. «МК» поговорил с двумя выпускницами вузов — одной за глаза хватило бакалавриата, другая поступила в магистратуру.
— Я отучилась на специальную психологию и поняла, что не совсем мое, — рассказывает москвичка Вероника. — Слишком много людей с проблемами. Мы пока учились, на горячих линиях проходим стажировку, даже в «психиатрии» больниц работали. Я поняла, что даже обычный семейный прием будет вести тяжело. И, хотя поступала на психологию с высоким баллом ЕГЭ, два готовилась, решила что хватит. Как бакалавр, начала искать работу и довольно быстро нашла хорошее место в HR. Своим выбором довольна.
Марина оканчивает магистратуру в Физтехе. Несмотря на высокие оценки, она не смогла найти бюджетное место по специальности бесплатно, но сама оплачивает учебу. «На 1-2 курсе подрабатывала продавцом, летом работала, — рассказывает она. — Потом взяли на кафедру в вузе, лаборантом. Но там не было магистратуры по моей специальности. Здесь, в Долгопрудном, мой научный руководитель тоже преподает и помог сюда перейти на кафедру. Я занимаюсь наукой, вижу свое будущее в биохимии и дальше».
Об развитии болонского процесса в наших вузах «МК» поговорил с ведущим экспертов в сфере высшего образования, профессором НИУ ВШЭ Ириной Абанкиной.
— Ирина Всеволодовна, вы резко против отмены болонской системы. Почему?
— Болонская система была задумана как пространство академической мобильности, для студентов и для профессуры, для взаимного признания программ, квалификации выпускников. Россия последовательно идет по этому пути, и последние положения, подписанные Путиным, это подтверждают. Это не только «2+2+2», но и программа с «микростепенями», и правило выбора студентом индивидуального трека обучения с добавлением микрокомпетенций, дополнительных программ… Болонская система работает на то, чтобы сделать образование соответствующим современному рынку труда, с возможностью быстрого распространения практик, с академическим обменом. Разрушать эту систему сейчас и выходить из нее — значит, обречь себя на полную изоляцию и непризнание. Переход к старой системе неадекватен. Сейчас все стараются сделать программы более интенсивными, короткими, использовать проектный метод, исследовательские практики, эксперименты. Базовые лаборатории ведущих предприятий у себя создают…
— Противники болонской системы кивают на то, что «у них» не засчитываются наши дипломы.
— Если говорить о международном рынке труда, то наши 5-летние дипломы максимум будут засчитывать за бакалавра. Магистратура в болонской системе признается за первый уровень ученой степени. Мы не перешли в этой части, кстати, на болонскую систему, у нас магистратура до сих пор это уровень образования. А у них и 3-летних много бакалаврских программ. А наши, значит, будут учиться 5 лет, и все это будет устаревать… Программы качественно изменились, и дело не только в сроках. На заре введения болонской системы у нас многие технические вузы посмеивались: уберем философию-литературу, вот и будет вам 4 года. Это не так! Современное образование основано на гибкости, мягкости треков. Очень много курсов по выбору, дисциплин, которые выбирает сам студент. Проекты от потенциальных работодателей, а не заучивание устаревших учебников. Это и навык работы в команде, и умение работать с людьми, и основы предпринимательства, а еще аналитика, IT… Вот это сегодня нужно.
— Эти стандарты обучения ведь не только на международный уровень нацелены?
— Да, безусловно. Система взаимозачета курсов позволяет любому студенту слушать курсы в московских университетах. И профессура приезжает читать курсы в регионы, и это потом засчитывается. Не только по РФ — и с Казахстаном очень активно сотрудничаем, и с Китаем. МГУ открывал сетевые совместные программы. И здесь как раз прописанные в болонском процессе процедуры позволяют выстраивать эту гибкость. Очень жаль было бы все утерять.
Я вообще считаю, что именно образование могло бы взять на себя роль сохранения моста, налаживания новых гуманитарных взаимоотношений. И в этот сложнейший, драматический момент истории главное сохранять сотрудничество, и через него восстанавливать и сохранять другие связи. Но нельзя хлопать дверью, восстановление будет стоить очень дорого. И главное, мы лишаем наших студентов и профессуру права на академическое общение, развитие и мобильность.