«Несусветная глупость» Поделиться
Идея, от которой у любого здравомыслящего человека волосы дыбом встают, родилась в ФРГ. Народный союз Германии по уходу за военными могилами хочет «дифференцировать» останки советских солдат и заключенных концлагерей на русских и украинцев. «Погибшим даже лежать друг с другом трудно», — заявил исполнительный директор союза Кристиан Любке.
«Мы начинаем дифференцироваться», – заявил Кристиан Любке. При этом исполнительный директор немецкой общественной организации признал, что отличить русского павшего на фронтах Великой Отечественной войны солдата от украинского сложно, так как национальность в документах Германии и западных союзников указывалась как «русский» или «советский».
Но это для немецких «хранителей» истории воинской славы, похоже, не преграда. 1400 погибших советских воинов, захороненных в Гамбурге, активисты во что бы то ни стало намерены разделить. Ведь, по словам Любке, совместное поминовение украинцев и русских для немцев было трудным еще до начала российской специальной военной операции. А теперь уж и вовсе «даже погибшим лежать друг с другом трудно», — посетовал глава союза Германии по уходу за военными могилами.
У российских экспертов идея вызвала оторопь. Сама постановка вопроса о разделении павших на русских и украинцев выглядит по меньшей мере странно, — считает старший научный сотрудник Центра истории войн и геополитики Института всеобщей истории РАН Дмитрий Суржик.
— Это предложение выглядит ужасно кощунственно. Германию освобождала Красная Армия, в которой не делались различия по национальному признаку. Все люди были одним целым. Возможно, этот уважаемый человек (Кристиан Любке — прим. «МК») планирует последовать прибалтийскому примеру. Сначала разделить памятники на принадлежащие воинским захоронениям и просто памятники, а потом одни отдавать, а вторые просто сносить, — недоумевает историк.
Проследить какое-либо здравое зерно или хотя бы намек на логику в инициативе активистов из ФРГ, практически невозможно. Дмитрий Суржик предположил, что выделить захоронения украинцев Германия хочет для того, чтобы потом передать права на эти могилы нынешнему киевскому режиму. Однако эту идею эксперт считает откровенно глупой, так как современная Украина отвергает все советское и берет на вооружение идеологию тех, кто воевал на стороне Гитлера. Оценивать инициативу с точки зрения национального самосознания тоже нельзя, уверен Суржик:
— Национальное самосознание не определяется по крови. Человек может быть представителем династии Габсбургов и при этом носить вышиванку, называя себя Василём Вышиваным (Вильгельм Франц Габсбург-Лотариингский, известен под псевдонимом Василь Вышиваный — эрцгерцог Австро-Венгрии, был неудавшимся кандидатом на престол Украины — прим. «МК»).
Историк авиации, специалист по военным захоронениям Андрей Симонов подчеркнул, что чисто технически разделение останков по какому-либо признаку, в том числе и национальному, возможно лишь в одном случае: речь идет не о братских могилах. В этом случае можно устанавливать принадлежность к той или иной нации по архивным документам.
— Если солдат призывался с территории современной Украины, можно было бы условно считать его украинцем. Но искать эту информацию по документам — титаническая работа. Если же речь идет о братских могилах, чисто технически невозможно определить, какие останки к кому относятся, — говорит Симонов.
Президент РОО ИАЦ «Помним всех поименно» Галина Савельева предположила, что немецкие активисты могут эксгумировать все останки из советских воинских захоронений. Однако даже пофамильная сверка каждого погибшего по архивным документам не гарантирует, что в список украинцев не попадет русский и наоборот.
— Если даже у человека украинская фамилия, нет гарантий, что у него нет русской крови. Например, мой дед украинец, то есть я на четверть украинка. Как меня можно идентифицировать? К тому же возникает вопрос, а хотели бы погибшие быть разделены? Отношение немцев к воинским захоронениям, как к своим, так и чужим, всегда вызывали восхищение и уважение. Но сейчас остается только развести руками, — говорит Савельева.
Все эксперты сошлись во мнении, что инициатива немецкой НКО политически ангажирована и преследует только одну цель — накалить обстановку на фоне российско-украинского конфликта.