По поведению родителей можно предсказать результаты ЕГЭ у детей
Современные родители все чаще с ностальгией вспоминают советскую школу. Тогда взрослым практически не приходилось принимать участие в обучении детей, все делали педагоги. В наши дни вовлеченность родителей в образовательный процесс с каждым годом растет, и сами же учителя нередко считают контроль за успеваемостью школьника обязанностью пап и мам. Тем временем последние исследования ученых показывают, что чрезмерная родительская опека приводит к негативным результатам.
Доцент ВШЭ Илья Прахов представил результаты многолетнего исследования об отложенном влиянии вовлеченности родителей в учебный процесс на успехи ребенка в старших классах и после окончания школы. Наблюдения за семьями велись более 10 лет. В ходе исследования был в том числе проведен опрос среди группы школьников, которые в 2012 году учились в 9 классах, а в 2015 году поступили в вузы, продолжали учебу в колледжах или пошли работать. Оказалось, что подростки, родители которых чрезмерно вмешивались в учебный процесс, реже переходили в 10 класс и поступали в высшие учебные заведения.
При этом негативное влияние на учащихся оказывала именно гиперопека, помощь и контроль за выполнением домашних заданий, попытка учиться вместе, а иногда и за ребенка. Разумное участие, в том числе помощь в выборе дополнительной литературы, найм репетиторов, посещение родительских собраний, наоборот, оказывали лишь положительное влияние.
Ученые также выяснили, что степень вовлеченности родителей в учебу детей влияет на их успехи нелинейно. Низкий уровень вовлеченности никак не отражается на образовательных результатах, в то время как избыточный контроль приводит к снижению успеваемости, в том числе баллов за ОГЭ и ЕГЭ. Кроме того, исследование показало, что родители с сравнительно низким доходом, без высшего образования чаще чрезмерно контролируют учебный процесс своих чад.
— Я с младших классов пыталась приучить ребенка к самостоятельности, — рассказывает Ульяна, мама 17-летнего подростка. – Но позиция учителей состояла в том, что родители должны контролировать учебный процесс. На меня сыпались гневные послания в дневнике с просьбой проверять домашние задания и закреплять непонятый на уроке материал. В конце концов, я сдалась и в результате просидела с сыном над учебниками до 9 класса. Результаты ОГЭ оказались просто плачевными, в 10 класс нам идти категорически не рекомендовали. С тройками в аттестате мы смогли устроить ребенка только на непопулярную специальность в платный колледж. При этом муж сразу сказал, что если он не возьмется за ум и вылетит из учебного заведения, пойдет сначала работать, а потом — в армию. Странно, но это подействовало, сын впервые за 10 лет стал хоть что-то делать самостоятельно, решил даже потом поступить в вуз на экономический.
По мнению психологов, причина роста случаев гиперопеки со стороны родителей кроется не только в современной школе, но и в тех реалиях, с которыми в последние годы сталкиваются сами взрослые.
— В последние годы школьники действительно становятся все менее самостоятельными, в том числе благодаря чрезмерной опеке родителей, — считает школьный психолог Татьяна Горбатенко. – Проблема в том, что, в отличие от советского времени, сейчас мы столкнулись с серьезным расслоением общества. Большое количество людей недовольны собственным уровнем жизни и пытаются сделать все возможное, чтобы обеспечить лучшее будущее своим детям. Для многих начало этого успеха кроется в отличной учебе и поступлении в престижный вуз. В результате взрослые всю школу тянут ребенка по предметам, которые им самим кажутся перспективными, не задумываясь о том, интересны ли они ребенку, есть ли у него способности в этом направлении. Конечно, и школьные учителя отчасти способствуют излишнему вмешательству взрослых в учебный процесс. Родители жалуются, что в родительском чате даже у 6-7-классников педагоги отчитывают взрослых за не сделанные задания и проваленные контрольные, как будто в школе учатся они, а не их дети. В результате у родителей стирается грань между участием в обучении ребенка и тотального контроля за ней. Во все времена бывают дети, которым учеба дается с трудом, но давлением и контролем ситуацию не изменить. Чем больше родители будут помогать школьнику с уроками, тем меньше он будет считать ее своей зоной ответственности и тем больше лениться. Главное, что могут сделать родители, это помочь ребенку найти направление, которое станет ему интересным, дать ориентир. Иногда это может расшевелить даже самого безнадежного двоечника.