ОбществоОпубликованы новые принципы патриотического воспитания школьников

Опубликованы новые принципы патриотического воспитания школьников

Школа обязана будет развивать детей по семи направлениям Поделиться

Пока учителя пытаются приспособить рабочие программы и списки учебников под новые требования, а теоретики ломают голову насчет того, как лучше ввести образовательные стандарты третьего поколения в реальный процесс обучения, Минпросвещения оперативно разработало и представило новый стандарт для 9-11-х классов. Главное его отличие в том, что он вводит аж восемь новых направлений — но не образования, а воспитания школьников.

Опубликованы новые принципы патриотического воспитания школьников

Его девизом вполне может стать перефразированная строчка классика: «Ученым можешь ты не быть, но патриотом быть обязан». То есть в дискуссии по поводу того, должна ли школа только учить, или еще и воспитывать детей, наконец достигнута ясность. Должна – и точка.

Причем по разным направлениям должна воспитывать: по гражданскому, патриотическому, духовно-нравственному, эстетическому, экологическому и другим. Больше всего расписано в документе патриотическое воспитание. Оно призвано сформировать у подростка чувство «российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу». А еще «чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России».

— Здесь, на мой взгляд, заложено некоторое противоречие, – считает кандидат педагогических наук, доцент Елена Гайворонская. – Должна сказать, что воспитание как таковое в рамках процесса обучения стандартизации не поддается. Оно должно быть индивидуальным, ориентироваться только на ученика и отталкиваться от актуальных потребностей ребенка. Методы – вот их да, можно стандартизировать: регламентировать, алгоритмировать… 

Но главная цель процесса школьного воспитания – создание таких условий для ученика, чтобы он мог полностью раскрыть свою личность и усвоить нормы социализации в обществе на фоне требований, что приняты и необходимы сегодня. Да и в законе «Об образовании» у нас сказано, что воспитание – деятельность, направленная на воспитание личности (ребенка). А не воспитание ребенка «каким-то». Даже если это «что-то» такая прекрасная и достойная вещь как патриотизм.

Новый образовательный стандарт, с которым можно ознакомиться на сайте нормативных документов министерства, декларирует воспитание у старшеклассников «ценностного отношения» к госсимволам, историческому наследию, памятникам, традициям народов России и др. Юноши не должны отлынивать от армии, а наоборот прийти к «готовности к служению и защите Отечества». Не забыты и семейные ценности: к родителям и будущему жизненному выбору правильно воспитанные старшеклассники должны относится «на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России».

Среди толкований новых стандартов, которые обсуждает учительская общественность, доминирует тема «свободы выбора для учителя». Пока единую программу по всем предметам не ввели, во всяком случае.

Главное — заинтересовать детей и направить. «ФГОСы – это определение маршрута движения образования, – говорит директор Института прикладных и политических исследований НИУ ВШЭ Валерия Касамара. – А вот как будет вестись обучение – это задача для педагога». Больше интерактива, видеоуроков, поездок – советуют в ВШЭ. Трудно любить то, чего не знаешь и что не интересно.

Тема с новыми ФГОСами не раз всплывала и на учительских форумах. Преобладающее мнение – «будем посмотреть». Еще когда введут их…

В 2022-23 гг. по ФГОС-III будут работать только 5-ые классы в школах. Затем обещают ввести 6 и 8-ые классы, засим очередность неясна. «Да за это время у чего-то (из списка) актуальность уйдет: у ослика или у эмира», – образно выражает свое мнение учитель химии из Ярославля. «Воспитание так воспитание, плавали, знаем. Главное, чтобы на год рабочий план утвердили», –  поддерживают коллегу из Оренбургской области.

Косвенно подобное мнение выражают даже в Госдуме. Председатель комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина, ссылаясь на учителей и родительские организации, говорит о том, что переход на новые образовательные стандарты «слишком стремителен». То же самое можно сказать и о самых новых восьми направлениях воспитания юношества в выпускных классах.

Новое на сайте

Это может Вас заинтересоватьПОХОЖЕЕ
Рекомендованно для Вас