Оркестр и белые медведи Поделиться
В Москву вернулись участники Большой Арктической экспедиции, часть команды которой под руководством всемирно известного полярника Матвея Шпаро повторила на лыжах путь легендарного Семена Челюскина по Арктике. За тем, как продвигался ход экспедиции, всю последнюю неделю следила журналист «Московского комсомольца» Ольга Сапрыкина. И теперь рассказывает о том, что увидела и узнала.
Фото: Сывак Олег
Ровно 280 лет назад великий русский мореплаватель Семен Челюскин открыл самую северную точку России и всей Евразии, названную позже его именем. А годы спустя в честь круглой даты была организована Большая Арктическая экспедиция.
Задачи перед экспедицией ставились амбициозные. Часть группы после заброски вертолетами на арктическую метеостанцию занялась важными научными исследованиями, другая — на лыжах отправилась через снежную пустыню по пути Семена Челюскина. Ровно через неделю обе группы должны были соединиться на мысе Челюскин.
Важная деталь, которая заставляет по-новому посмотреть на эту экспедицию. Ее участники — не бывалые полярники с кучей лыжных переходов за спиной, а самые обычные московские школьники, которые выиграли право участия после серьезных испытаний. Все они написали Арктический диктант, эссе, прошли тесты, а чуть позже — учебные сборы в Карелии и Подмосковье. Изначально на право стать участником экспедиции претендовало порядка двадцати тысяч ребят, а в итоге в Арктику отправились две группы по семь человек.
Неделю назад я проводила школьников в путь, вместе с ними долетев на вертолете из Хатанги до места старта. Ну а дальше началось томительное ожидание: как там справляются ребята? Все ли идет по плану? Ведь хотя они и прошли непростой отбор, однако Арктика — это место, где возможны всякие сюрпризы — от капризов природы до встречи с дикими животными. Да и путь неблизкий — сто километров по льду от острова Большого до метеостанции на мысе Челюскин.
Однако все прошло по заранее намеченному плану. Хотя уже после возвращения ребят из лыжного 100-метрового марафона стали известны подробности, которые показали, что условия были действительно экстремальные. Случались и сильные туманы — когда ничего не видно в пределах двадцати метров, и настоящие бури — когда снег летел в лицо, обжигая и царапая. А однажды мимо группы прошагали белые медведи — примерно метрах в сорока. Конечно, на самый непредвиденный случай у руководителя группы было с собой оружие, но, к счастью, арктические хищники людьми не заинтересовались. Фото: Макаров Юлий
Зато белые медведи, видимо, изрядно похозяйничали в домике Ивана Дмитриевича Папанина. Этот легендарный сруб сохранился с 40-х годов прошлого столетия, когда там зимовал легендарный исследователь Арктики. Еще в 80-е годы домик был пригоден для того, чтобы укрыться там от непогоды. Внутри хранился специальный журнал, в котором отмечались проходящие мимо экспедиции. Так вот, участники нынешней Большой Арктической экспедиции нашли этот сруб. Вот только он оказался в весьма плачевном состоянии: двери выбиты, все занесено снегом. То есть явно постарались белые медведи.
Научные опыты
Пока спортивная команда шла через ледовую пустыню к мысу Челюскин, там полным ходом шла работа второй части экспедиции — научной. «Мы получили задания от академических учебных организаций, — говорит Алексей Яковлев, биолог, профессиональный педагог. — Но это задания именно по лаборантской работе, отбору проб, потом они будут анализироваться большими сложными приборами». Сейчас все эти пробы привезены в Москву, так что даже после завершения Большой Арктической экспедиции работа еще будет продолжаться.
Мечты сбываются
Большая Арктическая экспедиция — социально значимый проект, который организовала «Лаборатория путешествий» под руководством Матвея Шпаро. Почему-то кажется, что нынешние школьники, участники экспедиции, будут вспоминать не только свой поход, но прежде всего своего руководителя, Матвея. Он сам — человек-легенда, с которым просто интересно познакомиться и поговорить, не говоря уже о такой удаче, как поход под его руководством. Фото: Макаров Юлий
Матвей Шпаро — первый человек в мире, который на лыжах дошел до Северного полюса. Его имя дважды внесено в Книгу рекордов Гиннеса. Какое-то время он ходил в лыжные походы и с соратниками. Но в какой-то момент понял, что должен передать свой опыт младшему поколению. «Учу детей путешествовать, пытаюсь, чтобы московские дети в большом количестве ходили бы хотя бы в маленькие походы», — говорит о себе Матвей.
И снова белые медведи
После того, как две группы встретились на мысе Челюскин (очень трогательно, под песню «Пусть бегут неуклюже»), пришло время собираться домой, в Москву. Сначала — вертолетами до Хатанги, потом — самолетом до Красноярска и еще одним рейсом до Москвы. И вот здесь всех участников Большой Арктической экспедиции уже ждали как настоящих героев (а они и оказались таковыми, несмотря на юный возраст).
Прямо в столичном аэропорту ребят встречал настоящий оркестр и… белые медведи. На этот раз, конечно, не настоящие. Судя по тому, как буквально все ребята, захлебываясь от эмоций, принялись делиться с близкими своими впечатлениями, эта экспедиция станет одним из ярких событий в их жизни. «В какой-то книжке хороший путешественник написал: у каждого человека должен быть свой полюс, — говорит Матвей, подводя итоги экспедиции. — Понятно, что имеется в виде не северный и не южный полюс, а тот, к которому ты стремишься. Если ты мечтаешь и куда-то двигаешься, это замечательно. Миссия у экспедиции — показать, что школьники могут мечтать. И даже самые смелые и самые труднореализуемые мечты могут быть достигнуты».