«Опять дают задержку до восьми, и граждане покорно засыпают…» Поделиться
Третье воскресенье августа в РФ традиционно считается Днем Воздушного Флота, но многие россияне, увы, в этом году встретят эту дату отнюдь не добрыми словами в адрес тех, кто отвечает за нашу безопасность и комфорт при авиаперелетах: август выдался жарким в том числе и по задержкам рейсов, что порой приносит не только неудобства, но и реальные проблемы со здоровьем.
С помощью работников авиаотрасли мы выяснили, есть ли способ психологически обезопасить себя и своего ребенка при нештатной авиаситуации?
Фото: freepik
В последний месяц каникул и без того ограниченные курортные рейсы охватили, словно мор, сбои в расписании. Сначала пассажиры рейса из Анталии в Екатеринбург ждали вылета трое суток: должны были вылететь 12-го августа, а вылетели 15-го. Одновременно обратный рейс той же отечественной сутки ожидал вылета из Екатеринбурга в Анталию. Из-за двух сбоев полетело все расписание этого перевозчика и не только в этих городах: отменен был ряд рейсов на египетские курорты из Москвы и из Анталии в подмосковный Жуковский. Не успели все пассажиры долететь до мест назначения, а СК РФ заявить о возбуждении против авиакомпании уголовного дела по факту «ненадлежащего оказания услуг», как отличился уже другой отечественный перевозчик, в пятницу задержав более чем на 8 часов вылет из Москвы в Анталию, в результате чего 500 пассажиров, в том числе и с малыми детьми, вместо пляжа сидели и лежали в столичном аэропорту. На момент написания заметки никакого света в конце туннеля еще не предвиделось, но конфликты среди вылетающих — а вернее, так и не вылетевших — на отдых, вовсю разгорались.
— Муж меня извел еще хуже, чем эта задержка, — сетует Лариса из Москвы, еле уговорившая мужа на эту дорогущую неделю в Кемере в конце августа. — Вова не хотел ехать, но я убедила, что это ради ребенка. Ведь море-солнце — это запас здоровья. В итоге один день из 7-ми мы уже просидели в Шереметьево.
По словам Ларисы, их 12-летний сын Миша еще ведет себя нормально, а вот другие дети только добавляют родителям стресса. Одна девочка-подросток, созвонившись с какими-то друзьями, попыталась сбежать из зала ожидания, ее поймали пограничники. А дети дошкольного возраста либо очень возбуждены и носятся как оголтелые, либо, наоборот, рыдают. А взвинченные родители не могут с ними совладать. У некоторых взрослых и у самих на фоне стресса приступы хронических болячек.
— Тут же не только москвичи, но и те, кто ради этого рейса еще добирался до столицы, — говорит Лариса. — Одна девушка так перенервничала, что стала задыхаться. У нее оказалась астма с детства. А в Анталии у нее была назначена какая-то важная встреча, на которую она не попала. У меня подруга в США давно живет, так у них там есть специальные авиапсихологи. Они помогают людям, попавшим в нештатные авиаситуации, чтобы у них не сформировалась аэрофобия. И оплачивают это все авиакомпании, чтобы не терять клиентов. А то ж если все летать перестанут, они разорятся.
Однако россияне из тех, кто все же, пусть и с опозданием, добрался до пункта отдыха или домой, выдохнув, начинают авиакомпанию жалеть.
— Ясно же, что самолеты у авиакомпании сломались из-за санкций на запчасти и ремонт, а не по их вине, — говорит пассажирка самого невезучего рейса, трое суток ожидавшего в Анталии вылета в ЕКБ. — А их теперь под суд. И так билетов на самолет не достать, цены до небес, а теперь еще и одними крыльями меньше.
Интересуюсь у работников авиаотрасли, есть ли у них специализированные психологи? И существуют ли вообще какие-либо инструкции на случай непредвиденной задержки вылета. Первое, что вспоминают в ответ отечественные летчики с большим стажем — «невезучий август». Оказывается, месяц, в который вот уже 90 лет чествуют работников гражданской авиации, у летчиков считается плохим, так как ежегодно щедр на ЧП именно в пассажирском воздушном флоте.
— Примета возникла еще при Советском Союзе, — вспоминает 63-летний Василий Антонов, экс-командир экипажа пассажирского воздушного судна, начавший летать еще в середине 80-х прошлого века. — Мы все август не любили, негласно считали его очень плохим месяцем для авиации. Но некоторые боялись его настолько, что если им не удавалось взять отпуск, то им приходилось работать с психологом. А август почти каждый год подтверждал свое неприятное реноме.
— Значит, психолог все-таки есть?
— Да, но только для летного состава. А пассажирам летные психологи подойдут только в части умения использовать проволочки не по твоей вине себе во благо. У нас одна бортпроводница, летавшая в Мурманск, за время задержек по непогоде выучила по самоучителю французский.
— Задержка по не зависящим от вас обстоятельствам — не просто трата времени, несущая проблемы, но и «окно» в расписании, позволяющее вам сделать что-то, что вы все время откладываете из-за цейтнота, — подтверждает психолог Вадим Красов, специализирующийся на так называемом «внутреннем тайм-менеджменте». — Посыл «поражение преврати в преимущество» переведет негатив в позитив и позволит вам перестать гневаться и начать созидать. Вы престанете страдать и злиться, что теряете время по чужой вине, и вспомните волшебное слово ЗАТО. А вот то, что вы сделаете ЗАТО для себя и своего ребенка должно быть у вас на случай непредвиденного долгого ожидания при себе. Когда вы еще сможете поиграть со своим чадом в неторопливую интеллектуальную игру — в города, в эрудит или в любую другую игру, требующую личного общения, а не гаджета. Когда еще вы почитаете ему вслух настоящую бумажную, а не компьютерную книжку. И для себя всегда захватывайте с собой в дальнюю дорогу что-то важное, но не срочное, что найдется у каждого: недочитанную книгу, недописанную рукопись, недовязанный шарф, неоконченный стих и даже так и не начатую доверительную беседу по душам с близким человеком.