ОбществоЖестокое убийство семьи оружейников: целый завод потребовал казни преступника

Жестокое убийство семьи оружейников: целый завод потребовал казни преступника

Спасло его лишь изменение законодательства в России Поделиться

Старейший в России Тульский оружейный завод (один из самых известных производителей оружия во всем мире) однажды испытал настоящий ужас. Это случилось 30 лет назад, когда была зверски вырезана целая семья оружейников: муж, жена и их дочь.

За тем, как судили убийцу, наблюдал не только весь завод, но и весь город.   В Верховный суд РСФСР поступило необычное обращение, под которым подписались  470 работников Тульского оружейного завода. Они заявляли, что  высшая мера  —  единственно правильное наказание. Обозреватель «МК» отыскала уникальное в «любовно-оружейное» дело в судебных архивах.

Жестокое убийство семьи оружейников: целый завод потребовал казни преступника

В квартире все вещи были разбросаны

Три трупа и очки на лестнице

ИЗ ДОСЬЕ МК:

Тульский оружейный завод, как считается, был основан в 1712-м году. Тогда был издан именной Указ Петра I о создании казенной оружейной фабрики. Но уже к этому времени в Туле насчитывалось больше тысячи оружейников. Дело в том, что близ Тулы по разрешению императора голландскими купцами были построены два частных завода. За право производить оружие владельцы обязались обучить делу русских мастеров. 

Пролетарский район находится на северо-востоке Тулы.  Здесь испокон веку проживало много людей, связанных с оружейным делом (рабочие Тульского оружейного и Тульского патронных заводов). Не случайно есть улицы с соответствующим названием, такие, как например, Патронная. Преступность в районе в советские годы была почти нулевая.   Потому случившееся потрясло всех жителей. 

Итак, примерно в 17 часов 10 июля 1992 года жильцы одной из многоэтажек услышали душераздирающий крик. А потом на лестничной площадке соседи семьи П. (фамилии потерпевших не называем, так как живы родственники) увидели кровь и разбитые очки. Приехавший наряд милиции обнаружил в квартире № 93 три трупа. Два тела – женщины и подростка  – лежали в ванной, будто бы обнявшись, а тело мужчины находилось в коридоре. Все трое были искромсаны ножом.  На теле женщины эксперты потом насчитали 24 удара,  девочки-подростка — 18, мужчины — не менее 10.  Пол на кухне, в коридоре и ванной был залит кровью. Красные борозды шли от самой двери квартиры. В комнатах царил хаос –дверцы шкафов открыты, все вещи оттуда вынуты и разбросаны. Книги, фотографии, документы валялись на полу. Однако было странно, что убийцы не взяли никаких ценностей. 

Завод гудел. Работники требовали правосудия и возмездия. Преступник был вскоре задержан – им оказался 23-летний Максим Ванчугов, который (как и все его родственники) тоже работал на заводе на должности старшего мастера.    Дело Ванчугова Максима

Преступник оставил множество следов, включая окурки от сигарет, отпечатки пальцев и следы на чердаке, через который выбрался из дома. Задержанный на третий день после убийства  Ванчугов сразу признался, поняв, что смысла отпираться нет.  Дома у него во время обыска нашли эскизы ножей, которые были сделаны в колонии по его заказу осужденным (одним из них Максим и вырезал семью П.).  Во время следствия  Вангчугов немного менял показания, но суть от этого осталась неизменной. 

«Как такое могло произойти? – вопрошали оружейники. – Мы хоть и не конфеты производим, но среди нашего коллектива садистов и извергов быть не может». Они правы: чтобы устроиться на завод, нужно было пройти серьезный отбор.  Выходило, что убийца или помешался рассудком, или действовал из сильнейшей ненависти (а ее, как известно, может вызвать и неразделенная любовь).   Убитый Александр в коридоре

Любовный след в этой истории довольно быстро нашли. Преступлению предшествовали почти шекспировские страсти: Ванчугов влюбился еще в действе, а когда вырос, нашел ее среди оружейников и стал добиваться несмотря на ее замужество и большую (она старше на 12 лет) разницу в возрасте. И хотя молодой человек рассказывал следователям историю своей несчастий любви, ни жалости, ни сострадания у них он не вызвал.

Любовь со школьной скамьи

Наталье было 35. Максиму Ванчугову — 23. Они познакомились на заводе, хотя Максим уверял, что знал ее до этого много-много лет. 

Немного про Наталью. Красавица, хохотушка с добрым нравом. Окончила 10 классов и сразу пошла работать на Тульский оружейный завод, как и ее родители, деды и прадеды. Последние годы трудилась на должности контролером (осматривала готовую продукцию). Из характеристики, приложенной к делу, следует, что к работе она относилась добросовестно, административных взысканий и замечаний не имела, пользовалась авторитетом и уважением в коллективе. Вышла замуж за работника завода (вообще это было обычное явление, когда на предприятии создавались пары) Александра. А тот был на предприятии настоящей «звездой».  Оружейника однажды наградили медалью «лучший по профессии», отправили в командировку в Кубу. В отличие от супруга Наталья наград не имела, и жизнь ее проходила размеренно: работа-семья. По праздникам супруги вместе приезжали в Москву на концерты, в цирк и просто погулять.   

Теперь про Максима. «С детства был очень настойчивым, пока не добьется своего, не перестанет плакать. Сильно проявлялось такое качество как обида», — это цитата из психиатрической судмедэкспертизы (в процессе следствия опрашивалась и мама, так что ее рассказ включили в материалы дела). В школе он получил прозвище Профессор, потому что учился лучше других, особенно легко давались математика и физика. Максим принимал участие в Олимпиадах и вообще блистал своими знаниями. Но друзей у него не было из-за упрямства, обидчивости и высокомерности. Вырос он физически крепким, сильным. Хотел поступить в артиллерийское училище, но из-за плохого зрения не прошел медкомиссию. Через год снова попытался – и опять не прошел. А зрение только падало. Уже в армии ему пришлось даже делать операцию на глаза. После службы ненадолго устроился на работу в колонию инженером по организации труда в отряде осужденных. А потом Ванчугов перешел на Тульский оружейный завод, где стал старшим мастером (одновременно учился на механико-технологическом факультете Политехнического института). И его контролером назначили Наталью.

Максим якобы ее узнал. Как он рассказывал потом на допросах, его, еще восьмилетним мама брала с собой на Оружейный завод, где сама всю жизнь работала. И вот он тогда увидел красивую девушку, которая ему улыбнулась. Второй раз он попал на оружейный завод в девятом классе школы – их направили на практику. Тогда и произошла вторая памятная встреча Натальи и Максима.  А потом уже Максим встретился с Натальей на рабочем месте. 

Из протокола допроса:

«Перед Новым годом я решил подарить двум своим контролерам цветы. Наталья была в веселом настроении, поцеловала меня еще как бы по-матерински. Вообще мне было приятно с ней общаться, она понимала меня. После сдачи сессии в начале лета 1991 года я купил ведро клубники, шоколад, шампанское и приехал к Наталье. С тех пор мы встречались 3-4 раза в неделю. На работе я каждый день проводил с ней время.  Как мне кажется, она меня любила. Один раз ее супруг уехал с друзьями в Ясную поляну, тогда я целую неделю жил с Натальей. Мои родные знали об этом, всячески меня ругали. Потом мы ездили с ней в Москву, жили в гостинице. Наталья как-то еще хотела разойтись со своим мужем».  Максим Ванчугов

Разница в 12 лет Максима не смущала, как и то, что Наталья была замужем. Мама Максима обо всем знала. Он делился с ней своим мыслями на счет будущего, говорил, что любит Наталью и чувствует  — она тоже к нему неравнодушна.  Мать все это не одобряла, пыталась его отговорить. Но сын был непреклонен.  

Наталья, скорее всего, относилась к отношениям с мастером как к незначительной интрижке, которую можно завершить в любой момент. А потом слухи об их связи дошли до ее мужа Александра. Наталья пообещала все прекратить.

Букет роз для жертвы

“Из протокола первого допроса Ванчугова:

10 июля 1992 года в 11 часов дня я приехал к Наталии с букетом роз. Она открыла дверь. Прошла со мной на кухню, где мы стали разговаривать. Я старался убедить ее в своих чувствах. Она мне сказала, чтобы я искал других женщин, все, что было, между нами, — кончено. В результате этого я сделал то, что больше всего боялся. Потом почувствовал, что кто-то схватил меня сзади. После этого я увидел кровь и мне стало дурно. Сидел на кухне часа три. Когда уходил из квартиры, то повстречался супруг Натальи — Александр. Он ударил меня, слетели очки, в ответ на это я сделал то, что втайне в себе вынашивал. После этого покинул квартиру П. на грани через крышу и чердачное окно первого подъезда. Затем поехал к бабушке, где отмывался от крови. На следующий день подстригся. В тот день на мне были джинсы, защитная камуфляжная куртка с шевроном в виде якоря, на ногах кроссовки коричневого цвета. Нож у меня был, я его взял в колонии. Для меня там изготовили два, один подарил, второй носил постоянно с собой в чехле за поясом сзади. После совершения преступления я нож выбросил в туалет в доме на Заварной.

Вопрос следователя: Уточните более детально, что произошло в квартире у П. 10 июля 1992 г.

Ответ: Мы сидели с Натальей на кухне и пили чай. Разговаривали о жизни. Она говорила, что у нее все хорошо и что я ей не нужен. Я не выдержал, мне стало обидно, особенно после того, как она сказала, чтобы я не подходил к окну, так как ей надоели сплетни по поводу наших с ней отношений, в результате этого я схватил нож, он лежал на столе, и пошел на нее с ножом. Сказал, что люблю ее. Куда нанес ей первый удар не знаю. Сколько ударов не помню. Она лежала рядом с окном, упала с табуретки. Потом меня сзади схватила ее дочь Света, кричала, я также нанес ей удары ножом».

Допросов было несколько. Максим уверял, что не помнит, как убивал, что очнулся только дома у бабушки. Однако следствие установило, что преступник был расчетлив и хладнокровен. Убив Наталью, а потом ее 15-летнюю дочь Свету (она ведь была свидетельницей, так что пощады не получила), он отнес тела в ванную. Потом привел в беспорядок вещи, находившиеся в квартире. Тем самым Ванчугов пытался инсценировать разбойное нападение. И именно все это, а не потеря сознания или памяти, заставило его задержаться до момента, когда Александр возвращался с работы.  Когда тот открыл дверь квартиры своими ключами, Ванчугов вышел ему навстречу. Убил на лестничной клетке, а труп потом затащил в коридор. Сам скрылся не через обычную дверь, а через чердачное окно. Человек в аффекте так, согласитесь, обычно не поступает. 

Из материалов дела:

«Привлеченный и допрошенный в качестве обвиняемого по п.»з» ст.102 УК РСФСР Ванчугов М.Ю. виновным себя признал частично. По существу, предъявленного ему обвинения показал, что факт убийства указанных членов семьи П. он признает, т.е. то, что именно он совершил это убийство. Не признает то, что убил П. из мести за отказ с ее стороны поддерживать между ними интимные отношения. Это лишь на 30% правда. В основном он совершил ее убийство по другим причинам, которые ему сложно объяснить. Дочь и супруга убивать он не собирался».  Во время следственных действий в доме жертвы

«Другие причины» он так и не назвал.  

Две судебно-психиатрические экспертизы показали, что Ванчугов вменяем. Интересно, что в одной из них есть следующие строки, описывавшие его поведение во время госпитализации: «Большую часть дня проводил у решетки палаты, наблюдал за происходящим в отделении. Просил у персонала, то успокаивающую таблетку, то икону, то книгу из его личных вещей. Говорил, что все надежды у него на Бога». 

Уже на суде Ванчугов пытался с одной стороны, показать, что Наталья сама виновата во всем из-за своего легкомысленного отношения к нему, с другой, настаивал, что не помнит, как совершал преступление.

И вот день приговора. В здание суда набилось столько людей, что они едва не передавили друг друга.  Прокурор Алексеев  выступил с речью, которую зал поддержал выкриками. Вот кусочек из протокола того заседания: 

«Граждане судьи! Было совершено жесточайшее преступление! Подсудимый Вангчугов в своих объяснениях в ходе судебного разбирательства всячески пытался принизить образ потерпевшей и поколебать имеющиеся доказательств. Считаю, что его вина нашла свое полное подтверждение. Перед нами на скамье подсудимых находится высокомерный, жестокий и мстительный человек. Я прошу признать его виновным и назначить высшую меру наказания — смертную казнь».

А потом право выступить предоставили Ванчугову: «Мне нечего сказать в последнем слове».

Тульский областной суд 26 ноября 1993 вынес смертный приговор. Оружейники были удовлетворены. Ванчугов поджал апелляцию, потом кассацию. Передо мной оригинал его кассационной жалобы. Судя по тексту, Ванчугов то ли издевается, то ли прикидывается полоумным. Начнем с того, что на заявлении он нарисовал   математическую схему, в которую поместил  в хаотичном порядке цифры.  Под слова «Верховный суд РСФСР» он поместил фразу «скорость света»).  В углу написал «система измерений 345 УПК Ньютоны. Масштаб 10 к 50 Герц-60 Герц»). В тексте жалобы он просит «перевести в Бутырскую тюрьму Москвы беря за основу веру исповедания». 

В Верховном суде расшифровывать все эти записи не стали, но к делу приложили. Есть здесь и заявление работников завода (всего 470 подписей), котором они «категорически настаивают» на высшей мере наказания.  Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ в 1994-ом году оставила смертный приговор в силе.   «Зашифрованное» прошение убийцы в Верховный суд РСФСР

Ванчугова чудом не расстреляли. Он сидел в ожидании смертной казни четыре года. Каждый день для него был пыткой, потому что каждый поворот ключей в двери камеры мог означать — сейчас выведут на расстрел. Но в России перестали казнить.  6 июля 1998 года президент Борис Ельцин  подписал указ о его помиловании, заменив  смертную казнь 25 годами лишения свободы.  Отследить судьбу Ванчугова, увы,  пока не удалось. Но в родной Туле и уже тем более на оружейном заводе он никогда, как говорят,  не появлялся. 

Новое на сайте

Это может Вас заинтересоватьПОХОЖЕЕ
Рекомендованно для Вас