Почему так много внимания уделяется практическому изучению биологии и оборудованию для этих целей специальных лабораторий в современных школах? Действительно ли практические работы, опыты и эксперименты, предполагающие исследование окружающего мира, помогают детям понять сложные природные процессы и явления, которые они изучают в рамках школьной программы по биологии?
Обратимся к опыту зарубежных школ. К примеру, в 2000-х годах в Великобритании проводилось исследование, в рамках которого изучили мнение учителей естественных наук о природе и цели практической работы в контексте Национальной учебной программы по естествознанию. Результаты показали, что слишком мало внимания уделяется пониманию науки с точки зрения идей, касающихся качества и точности данных и показателей, которые ученики должны самостоятельно измерять. И оказалось, что это — ключевой фактор, ограничивающий развитие способности учеников заниматься настоящей исследовательской работой.
То есть, не понимая, как практическим путем измерить те или иные явления и процессы, как применять свои теоретические знания по биологии в реальном мире и для повседневных бытовых процессов, ученики никогда не станут искренне интересоваться ни учебой, ни наукой в целом.
Современный же STEM-подход основан на совсем другом отношении: цель такого образования — увлечь детей исследованиями, подтолкнуть к изучению окружающего мира и пробудить в них интерес к экспериментам, применению науки для решения бытовых и глобальных задач, желание учиться, не боясь совершить ошибку, и в результате совершать новые открытия. И для этого нужно буквально с первого класса обеспечить ребенка всем необходимым оборудованием, техникой и доже современными гаджетами и технологиями.
Биологическая лаборатория в школе — это место, где дети впервые узнают о различных биологических аспектах природы. Они исследуют клетки и ткани растений и животных с помощью сложного микроскопа, узнают о костях и структуре тела с помощью модели человеческого скелета, визуализируют важные органы, такие как сердце, с помощью биологических моделей и изучают различные системы органов с помощью барельефов и информационных плакатов, исследуют различные виды с помощью образцов, хранящихся в стеклянных банках.
Как оборудовать кабинет биологии
Если перед вами стоит такая задача, купить оборудование в кабинет биологии лучше всего в специализированных интернет-магазинах школьных товаров. К примеру, по ссылке представлено все необходимое оборудование для биологии в соответствии с Типичным перечнем, рекомендованным МОН для школьных кабинетов и лабораторий.
Есть два основных варианта создания образовательного пространства:
- кабинет биологии под ключ — все в комплекте, включая необходимую мебель и технику;
- самостоятельный подбор оборудования и оформление кабинета биологии — учителем лично или с помощью поставщиков школьных товаров.
Если вы выбрали второй вариант, нужно детально ознакомиться с требованиями к и практическим подходом к изучению биологии, который сейчас является основным в НУШ.
Лабораторное оборудование для школьного кабинета биологии
Для того, чтобы кабинет биологии соответствовал всем нормативным требованиям, необходимо обеспечить учителя всем необходимым лабораторным оборудованием, приборами для демонстрационных опытов, компьютерной и презентационной техникой. Обратите внимание на следующие категории товаров для лаборатории по биологии:
- Защитная униформа — халат, очки, перчатки. Прежде всего важно помнить о безопасности учеников, впервые проводящих эксперименты в лаборатории. Также в лабораториях нельзя носить сандалии или тапочки: следите за тем, чтобы обувь была закрытая.
- Микроскопы и микропрепараты. Микроскоп — это одно из главных и самых необходимых видов оборудование любой лаборатории.
- Пробирки и штативы для пробирок. Пробирки обычно представляют собой цилиндрические трубки из стекла с круглым отверстием с одной стороны и закругленным дном с другой. Они бывают разных размеров, но наиболее распространенный стандартный вариант — 18х150 мм. Пробирки являются одним из наиболее важных разновидностей лабораторной посуды, поскольку они необходимы для выполнения большого количества работ: от хранения до смешивания реагентов в любых химических или биологических реакциях.
- Набор инструментов для препарирования: обычно состоит из скальпеля, булавок, ножниц, предметного стекла, ножа для препарирования, покрывных стекол.
- Плита или поверхность для нагревания: это оборудование используется для нагрева материалов в лаборатории, в основном стеклянной посуды и ее содержимого. Отличный вариант — магнитная мешалка, позволяющая перемешивать нагретую жидкость автоматически. Такое перемешивание снижает температуру стеклянной посуды, а также снижает скорость теплообмена, способствуя равномерному нагреванию содержимого.
- Электронные весы, которые используются для определения массы вещества или полученной смеси.
- Щипцы для безопасного захвата мелких предметов.
- Стаканы — сосуды цилиндрической формы, изготовленные из специального прочного стекла, с плоским дном и верхним отверстием с ободком и носиком (помогает точно разливать растворы). Несмотря на то, что стаканы часто поставляются с градуированной калибровкой, они не предназначены для точных расчетов растворов.
- Конические колбы — посудины с плоским дном и длинным узким горлышком, что позволяет легко перемешивать раствор без просыпания содержимого. Поскольку колба имеет узкую длинную горловину, она также используется для легкого нагрева содержимого внутри легкими вращательными движениями колбы. Колбу также можно накрыть резиновым колпачком или пробкой. Но нельзя нагревать колбу с закрытой крышкой, так как это приведет к увеличению давления и газа внутри закрытой колбы и приведет к взрывам.
- Чаша для выпаривания — для испарения жидкостей.
- Воронки — приспособления для разлива веществ и растворов в пробирки с узким горлышком и конические колбы.
- Градуированные цилиндры, основная функция которых — точное измерение определенного объема жидкости.
- Капельницы и пипетки. Капельница состоит из пластикового или стеклянного цилиндра, с маленькой насадкой с одной стороны и резиновым держателем с другой. Он используется для добавления жидкостей или растворов по каплям, когда требуется точное количество реагента в растворе. Пипетки разного размера предназначены для экспериментов по титрованию, в которых химические вещества смешиваются в определенном объеме. Это узкие стеклянные цилиндрические трубки, используемые для точного измерения объема жидкости.
- Петли для посева и чашки Петри.
- Шпатели и лопаточки — устойчивые к нагреванию и влиянию кислот, что делает их пригодными для широкого диапазона лабораторных экспериментов.
- Термометр.
- Горелка Бунзена или спиртовая горелка.
Помимо этого оборудования, посуды, приборов и устройств, в лаборатории также понадобятся бутылки, стержни для перемешивания, секундомер, весы, щетки для очистки пробирок. Также не стоит забывать о современном цифровом оборудовании: беспроводные датчики для измерения температуры, давления, ЧСС, уровня шума; технологии дополненной реальности и базы 3D-изображений — все это позволяет поднести преподавания биологии в школе на качественно новый уровень.
Но самостоятельно заниматься таким масштабным проектом сложно — особенно для учителя. Поэтому многие школы и отделы образования советуют обращаться за помощью к профессионалам в сфере образования и комплексного оборудования современных школ. Получить бесплатную консультацию касательно актуальных требований к оснащению школьных кабинетов по биологии и созданию лабораторий для STEM-проектов можно по телефону: (044) 353-33-77 — ждем ваших звонков!