Искусственный интеллект может кардинально изменить жизнь российских школьников Поделиться
Бурное развитие нейросетей, приход возможностей ИИ во все урони образования, от аспирантов до детского сада, всколыхнуло футурологов. Встречаясь с тенденцией картины будущего, в котором образование завершается на несколько лет раньше, дети появляются в 18-19 лет, а многодетные семьи берут в ипотеку дома будущего, теоретики и стратеги говорят об интенсификации образования.
тестовый баннер под заглавное изображение
Образцовый интенсив
Как во всяком серьезном деле, вначале надо разобраться с терминами. Как гласит педагогическая теория, интенсификация в образовании – не обязательно история о сокращении времени на обучение. Иногда это, наоборот, увеличение объемов и глубины изучения материала в тех же временных рамках или даже с их увеличением. Профильное обучение в российских школах с «углубленным изучением» какого-то предмета, курсы или факультатив по предмету – тоже интенсификация. И она уже у нас есть.
Кстати, даже с самим понятием «образование» не все гладко, у филологов нет однозначного понятия, что это слово значит. То ли прямой перевод с немецкого, тогда «просвещение». То ли от слова «образ» — тогда некий образец, символ совершенства, к которому должно вести знание. То ли «образование» как конструкт – меры по сбору или формированию из аморфного разрозненного «нечто» гармоничной и цельной системы знаний.
Выходит, не очень понятно даже, что будем ускорять и как интенсифицировать. Но вести речь о конкретном превращении 10 лет в школе в 11, о чем недавно рассуждали помощник президента Валерий Мединский и председатель профильной комиссии в ОП Сергей Рыбальченко – речь именно об ускорении обучения, уменьшением времени на освоение учебных программ. Разновидностями ее можно считать экстернат и воспитание вундеркиндов.
В модной теме вундеркиндов и их родителей, норовящих сегодня обучать детей дома, базово сдавать ЕГЭ и поступать в вузы в крайне юном возрасте, «МК» разбирался совсем недавно. Поминая шумный успех и трагическую кончину таких вундеркиндов как Ника Турбина, Сережа Резниченко, Савелй Косенко, Сережи Кочкарева, Паши Коноплева. Тяжелое детство Полины Осетинской и сестер Анжелы и Дианы Князевых.
Кажется, сама история, а также психологи, педагоги, врачи и другие эксперты на вопрос «Можно ли вырастить гения?» хором отвечают – нет, нельзя. Да и не нужно: гении на планете родятся сами. Но эксперименты продолжаются.
— Тут, справедливости ради, можно сказать что есть и положительные примеры очень раннего старта и последующих карьерных достижений среди вундеркиндов, — говорит социальный психолог Валерий Раушинский. – Среди наших классиков, пожалуй, можно назвать Александра Грибоедова, который еще в детстве выучил 6 языков и в 11 лет поступил в МГУ. Возможно, его личность и была гениальна, поскольку Грибоедов и музыку писал, был блестящим пианистом, переводчиком, философом. Хрестоматийный пример – физик Лев Ландау и менее хрестоматийный Алексей Абрикосов, который в 20 лет окончил университет. И Нобелевскую премию получил за сверхпроводники. Но хватает и тех, кто в школе плохо учился, при этом. Менделеев был тречником по химии и два года просидел в 4 классе гимназии.
Вообще, так получается, что, чем ближе к нашим временам и к капитализму, тем вундеркинды успешнее. Один из первых мировых «чудо-детей», американец Уильям Джеймс Сидис был почти ровесник XX века. Математический и лингвистический гений, читать научился в 1,5 года, подростком поступил в Гарвард. Жил изгоем, возможно, у него был аутизм, умер, не достигнув возраста 50 лет. Можно отметить, что многодетность совсем не присуща выросшим вундеркиндам, а вот социофобия, неврозы и затяжные депрессии свойственны.
Кореец Ким Ун Ён (Йонг) уже поближе к нам, родился в 1962. Тоже лингвистика, математика и физика, а позде архитектура и урбанистика. Переехал в США, Стэнфорд окончил в 12 лет, обладатель уникального айкью 210 баллов. Занимался исследованиями в космической области, теории струн, написал много книг. Но ждали от него, признаться, большего. Или Трейси Голдман, она на 10 лет младше Йонга. «Перепрыгнула» начальную школу и в колледж поступила в 10. Сейчас доктор биологии, крупный ученый, но не выдающейся.
Еще «мальчик-хирург» Константин Славин, который в 12 лет поступил на медицинский еще в СССР, затем переехал в США. Сейчас у него там, вроде, своя клиника. Сравним с днем сегодняшним, когда Лоран Симмонс уже в 11 лет поступил диплом бакалавра Технологического университета и этого маленького голландца ждет блестящее будущее. А у нас в России говорят о Тимофее Рогове, которому сейчас 16 лет, и он создал в интернете не просто курсы, а новый формат онлайн-продвижения музыки и новых исполнителей. А это, между прочим, одна из основных примет гениальности – создать новую направление, иногда целую область знания, мыслить нестандартно, опередить время.
В итоге, — заключает, Раушинский, — индивидуальная учебная интенсификация, выраженная в ускорении обучения, в школьном экстернате, например, должна обязательно сопровождаться и дополняться несколькими условиями. Социализацией и общением со сверстниками — только часть занятий индивидуально или в разновозрастной группе. Формирование обычных бытовых навыков тоже очень важно, ребенок не должен только учиться. Необходима поддержка высококвалифицированных педагогов и психологов. При раннем развитии, очень важна психологическая устойчивость и умение справляться со стрессом. И сложно оценить крепкую поддержку в семье от обоих родителей, от сиблингов (братьев и сестер). Домашнюю заботу ребенок не должен «зарабатывать» за какие-то успехи, а получать просто так.
Учиться или жениться?
Понятно, что способы «жить быстро, поступить молодым», хоть и занимают умы стратегов от образования на всех уровнях, от православных бизнесменов до представителей Госдумы, это единичная, а не массовая практика. Все перечисленные вундеркинды с детства демонстрировали высокие достижения, необычные способности, удивляющие взрослых.
И предположение о том, что, перестав учиться раньше, молодые сразу будут жениться, сомнительно. Некоторые демографы увязывают с рождаемостью уровень образования в обществе, но не интенсификацию образования.
«Что касается демографии, это в целом неверный подход, что нужно сначала быстрее заканчивать обучение, чтобы создать семью», — говорит демограф Сергей Галиев. Ученый считает, что «стимулирующий эффект» может создать совокупность социально-экономических факторов. Например, «если бы человек, создающий в 20 лет семью, имел бы квоты на образование». «Дети — это (был) рычаг к успешной учебе и карьере», — говорит Галеев, вспоминая советские времена, когда с рождением детей молодая семья продвигалась в очереди или сразу получала квартиру.
Но, кроме того, ускорение программы может стать непомерной нагрузкой на не слишком успевающего ученика. Ведь продолжительность занятий в школе, сама программа, урочная или домашняя нагрузка рассчитываются от среднего. «Уроко-часы» имеют научно обоснованную, основанную на санитарных требованиях интенсивность и протяженность. Если совсем попросту, то все индивидуальное платно, и «личные треки» в школах тоже дорого стоят. Сложно представить индивидуальную программу в обычном переполненном классе на 40 учеников. Значит, ускорение может случиться только за счет урезания объема знаний, выбрасывания «ненужных» предметов.
Но та же педагогическая теория выработала и кое-где обкатала методы и приемы, делающие обучение эффективнее. Это проектная деятельность в классе, например. В 2017 году в Казахстане десятиклассник Олег Раков так увлекся проектом по робототехнике, что создал новый тип «умного дома», способного экономить электроэнергию.
Уже существующий в школе уровень цифровизации, а в России он вполне неплох, а наш интернет один из самых быстрых и доступных среди европейских, позволяет дополнять и расширять возможности образования. Тренажеры, онлайн- и интерактивные платформы, даже не любимая много дистанционка — не только хорошее подспорье учителю. А поле и питательная среда для «адаптированных маршрутов» по каждой из тем или параграфов – их можно применять как раз к группе учеников или целому классу. Или к поливариантности обучения, которое основано на выборе сложности задач для домашнего задания, к примеру. Это еще не индивидуальный образовательный трек, но работающий метод. И разумный подход к ситуации, когда дети по уровню способностей, усидчивости и ответственности, хоть и сидят за соседними партами, но очень разные.
ИИ грядущее готовит
Чат-боты с нами с 2021 года, но заметных, прорывных изменений в образовании с приходом нейросетей не видно. И ведь их предрекали очень быстро и сразу, «в течение года-двух».
Вообще, искусственный разум и образование оказались благодатным материалом для построения футуристических моделей. От учителей-ботов, которые заменят живых учителей, до «потери школы», когда в привычном виде останется, разве что, детский сад и началка, а все остальное образование дети будут «добирать дома».
Сейчас школьники при помощи «гопоты» если что и набирают, так это готовые решения домашних заданий да сочинения, которые «пишут» за несколько секунд. И, зачастую, содержат такие перлы из жизни Лермонтова или Наташи Ростовой, что старые добрые ляпы из школьных сочинений «отдыхают». Электронный мозг еще несовершенен и часто «галлюционирует», а школьники все скаченное переносят в тетради.
И, все-таки, «МК» решил поинтересоваться напрямую и спросил о нейросети об ускоренном обучении с помощью ИИ. И вот, что получилось.
Искусственный интеллект оказывает значительное влияние на сферу образования, меняя традиционные подходы к обучению школьников. Появляются новые инструменты и методы, помогающие повысить эффективность образовательного процесса, но вместе с тем возникают и определённые риски. Рассмотрим плюсы и минусы внедрения нейросетей в школьное обучение.
Нейросети позволяют создавать персонализированные маршруты обучения, адаптируемые под конкретные нужды и скорость продвижения ученика. Такие модели автоматически определяют пробелы в знаниях и предлагают соответствующие упражнения и материалы. Например, платформа адаптивного обучения, которая предлагает индивидуальные планы занятий, исходя из анализа поведения ученика и динамики его прогресса.
ИИ способен автоматизировать проверку домашних заданий, проведение тестов и подготовку отчетов. (Но в реальности такого нет, поскольку машинная проверка предполагает наличие бланков с тестами для ДЗ, а у нас тетради – Авт.)
Онлайн-платформы и приложения делают качественное образование доступным даже в удалённых регионах. Нейросети помогают создавать контент на разных языках и адаптировать его под разнообразные аудитории. Например, есть российские обучающие платформы, использующие элементы ИИ. Минус в том, что они платные.
Игры и интерактивные приложения стимулируют интерес к учебе. Нейросеть способна создавать игровые сценарии, которые развивают критическое мышление и исследовательские навыки. (В целом, это тот самый плейтеймент, обучение через игру, про который много говорили в «нулевых» — Авт.) Особенно «плейтеймент» вместе тс ИИ может быть полезен при изучении иностранных языков.
Но, расписывая свои преимущества, чат-бот самокритично указал и на свои недостатки в качестве помощника учителя.
Обучение через цифровые устройства ограничивает живое общение между детьми и взрослым преподавателем, что может повлиять на формирование необходимых социальных компетенций. Исследования показывают, что длительное пребывание перед экраном уменьшает эмпатию и способность воспринимать эмоции окружающих.
Использование нейросетей сопряжено с рисками утечки персональных данных и манипуляциями алгоритмами — это опасно.
Дети, привыкнув к быстрому решению задач с немедленным результатом, могут испытывать разочарование, сталкиваясь с проблемами, которые невозможно решить мгновенно. Такое восприятие способно развить нетерпеливость и снизить терпимость к неудачам. Обучение — длительный и кропотливый процесс, дети должны это понимать.
И работает по шаблонам, что может препятствовать формированию творческих подходов и уникальных решений у детей. Школьники начинают мыслить стереотипно, повторяя известные схемы и стандарты (в этом уже винят ОГЭ-ЕГЭ, которые лишь наполовину проверяют машинным способом — Авт.)
В итоге, сам ИИ предостерегает от того, чтобы на него целиком полагались в школе. Мол, важно соблюдать баланс между технологическими преимуществами и традиционными методами воспитания и обучения. Обязательно активное участие взрослых. В образовании вообще, надо уделять больше внимания формированию универсальных человеческих качеств — критического мышления, творческому подходу, этичности и морали. Применение нейросетей может способствовать повышению качества образования, но одновременно ставит перед обществом и школой ряд новых задач и вызовов.