Обычно это происходит с продукцией региональных и некрупных производителей Поделиться
С началом теплого сезона во многих регионах покупатели молока начали жаловаться: на полках супермаркетов стоит не просроченное, но уже скисшее пастеризованное молоко. Особенно часто такая незадача происходит с продукцией относительно небольших, региональных производителей. Почему так происходит, кто виноват в досрочной порче молока и как выбрать заведомо не прокисшее — выяснил «МК».
Первые «звоночки» такого рода в этом году раздались на Пасху. «Молоко употребляю крайне редко, но купила для куличей, — рассказывает 30-летняя Евгения. — Сроки годности, конечно, проверила, молоко стояло на холодильной полке, как ему и положено. Однако дома оказалось, что оно пригодно лишь на оладушки — пришлось сначала бежать за новым, уже «долгоиграющим» молоком для куличей, а потом целую неделю печь оладьи».
Такой феномен — не просроченное, но скисшее молоко в магазинах — отмечается уже не первый год, причем в региональных сетевых супермаркетах вероятность попасть на такую неприятность еще выше, чем в московских магазинах этих же сетей. И еще одна закономерность, установленная опросом нескольких десятков человек, пострадавших от скисания: все известные случаи связаны с молоком не самых массовых для сетевых магазинов брендов.
Иными словами: те марки (их всего три-четыре на всю страну), которые присутствуют в каждом магазине федеральных сетей, в таком деле не замечены. А стоит заинтересоваться каким-нибудь оригинальным брендом, как вероятность приобрести скисший продукт становится серьезной.
— В летние месяцы избегаю покупать местное молоко, всегда попадается скисшее, — рассказывает житель поселка Борисоглебский Ярославской области Юрий. — Это началось, кажется, еще в 2021 году, продавцы в магазине никак это не объясняют, если разозлиться и пойти менять — то меняют без звука. Но очень обидно: хочется же купить именно местную продукцию, поощрить региональные молокозаводы со своими марками. А не получается.
При этом, как утверждают профильные эксперты, хранение и перевозка молока в теории вполне продуманы и защищены от скисания. «Любые товары с коротким сроком хранения поступают в магазины не менее чем с 80% остаточным сроком годности, — отмечает Мария Жебит, директор по связям с общественностью Национального союза производителей молока (Союзмолоко). — Это позволяет магазинам дольше реализовывать свежую продукцию. Однако молочные продукты крайне чувствительны к малейшим изменениям условий хранения».
По словам эксперта, чтобы покупатель получал товар стабильного качества, необходимо, что температурный режим соблюдался по всей цепочке – от отгрузки на заводе, перевозке в рефрижераторе до раскладки в холодильниках в торговой сети. «К сожалению, часто роль играет человеческий фактор, — предполагает Мария Жебит. — Сотрудники не всегда ответственно относятся к разгрузке, к раскладке товара, не соблюдается температурный режим при перевозке, на полках в магазинах не поддерживаются нужные условия».
Проще говоря: если молоко не просрочено, но уже скисло — виновата логистика и хранение в магазине (причем скорее всего — именно последнее). А теперь сравним две бутылки молока в одном и том же сетевом магазине: одна от «федеральной» марки, пользующейся приоритетом на полках, другая — от другого производителя, калибром помельче. Какую бутылку будут охлаждать лучше и ставить в холодильник в первую очередь, а какую могут и оставить на палете на лишние полчаса-час?..
Впрочем, представители торговых сетей имеют и свои объяснения феномена. «Качество сырого молока, напрямую влияющее на реальный срок годности, зависит от условий кормления и содержания, а также здоровья животных, санитарных условий получения сырого молока, качества его первичной очистки, скорости и температуры охлаждения, условий и времени транспортировки», — пояснили в одной из продовольственных сетей. Кроме того, свой вклад вносит санитарное состояние оборудования и гигиена сотрудников молокозавода. «Возможно, у крупнейших производителей более высокие стандарты работы», — предположили в сети, добавив, что стараются в реальном времени контролировать свежесть всех партий молока.
— Потребитель должен обращать внимание на структуру молока — однородный ли состав, цвет, нет ли выпавшего осадка или сгустка, — советует покупателям Мария Жебит, — Важно сообщать о нарушениях условий хранения. Это поможет бизнесу работать эффективнее, вовремя получать сигналы о сбоях и устранять их.
Ну, и совсем уж перестраховочный совет: если время года жаркое, надежнее не рисковать и купить стерилизованное молоко: в отличие от пастеризованного, оно хранится без холодильника совершенно штатно, не страдая от этого. Правда, на взгляд многих, это не так вкусно — зато нет риска вместо молока получить сырье для оладий.