Боятся «фиксации поборов» Поделиться
Учителя сразу в нескольких российских городах сообщили, что начальство настоятельно потребовало от них выйти из классных чатов, где присутствуют родители. Пока это распоряжение из разряда добровольно-принудительных, но, возможно, дойдет и до официального запрета. «МК» выяснил, чем вызвано такое негласное распоряжение, и будет ли от этой меры толк.
Фото: Jonas LeupeUnsplash.
Откуда пошла такая инициатива отдельно взятых директоров школ, пока неясно, но информация о такой инициативе уже поступает из разных уголков страны — например, из Санкт-Петербурга, Перми, Новосибирска. Педагоги делятся ею «по секрету», потому что никаких официальных бумаг, регламентирующих участие или не участие их в чатах они пока не видели.
– У нас в классе всегда было два чата. Один – для меня и учеников, где мы с ребятами обсуждаем все наши классные дела. Второй чат еще в пятом классе сделала мама из родительского комитета. Туда включены все родители и я. И в принципе он создан с теми же целями: я довожу до мам и пап всю общешкольную и классную информацию, отвечаю на текущие вопросы, — рассказала «МК» классный руководитель Евгения. — Такие чаты есть практически у всех учителей в нашей школе. Так вот перед 1 сентября на педсовете директор сказала нам, что из родительских бесед мы должны выйти.
— А почему?
— Для недопущения коррупции. Дескать, чтобы мы, не дай бог, деньги на что-нибудь не собирали. Вроде как был в одной из наших школ такой случай: «бдительный» родитель сфотографировал сообщение, где учитель просит родителей скинуться на тетрадки, и отправил скрин куда следует. И директору влетело. Пришлось мне выходить из чата. Мамы наши сразу перепугались, решили, что я их класс покидаю, завалили сообщениями и звонками. Я всем объясняла, что теперь все объявления — только через родительский комитет.
— У нас у директора богатая «агентурная сеть» и она не поленилась и проверила, не состоим ли мы в родительских чатах, — рассказала учитель английского Алёна, – От тех, кто был в них замечен, потребовала срочно выйти. Объяснение то же: чтобы поборы исключить.
Да, признаюсь, иногда я, действительно, прошу родителей закупить кое-что. Например, по дополнительному комплекту учебников по моему предмету: ребята выполняют в них задания, чтобы не портить школьные учебники. А перед каждым Новым годом мы вместе с мамами решали, как поздравим детей, что купим им к чаю. Но разве это поборы? У нас все добровольно.
Да, мне пришлось покинуть наш чат, только в этом нет смысла. Если надо будет предложить мамам на что-то скинуться, я и так это спокойно сделаю — например, через детей или родителей-активистов.
— Неужели эти директора реально считают, что коррупцию в наших школах таким образом можно искоренить? — удивляется учитель из небольшого сибирского города Динара. — Сборы на тетрадки, на подарочную карту учительнице, да даже на какие-нибудь «хрестоматийные» шторы — это капля в море в сравнении с тем, как несоразмерна нагрузка рядовых учителей их зарплатам.
На нас навешивают дополнительные часы, плюс — куча бюрократии. Буквально вчера в соцсети мы с коллегами из разных регионов обсуждали, сколько кому доплачивают за переполненные сверх меры классы. Где-то за каждого «дополнительного» ученика платят 500 рублей от города, а кто-то за 35 детей получает столько же, сколько другие за 24. Поднимите зарплаты учителям в регионах, оснастите предметников всем необходимым — и поборов не будет!
Председатель родительского комитета одного из старших классов Татьяна Кабанова считает идею «изоляции» учителей шагом назад в системе школьной коммуникации.
– То, что современные родители могут обсуждать вопросы с учителем в чатах – просто палочка-выручалочка. Вспомните наше школьное детство, когда у пап и мам не было возможности оперативно решить важную проблему сообща, с участием педагога. Все работали, попробуй вырвись в школу! Так зачем отказываться от благ цивилизации, от сближения учителей и родителей? Весь мир переходит на общение через гаджеты. А мы?
Психолог и специалист по этикету Ульяна Устинова тоже считает идею оградить учителей от родительских чатов непродуктивной. Это, мол, сразу психологически дистанцирует учителя от мам и пап. Однако эксперт предупреждает: чтобы не возникало конфликтов или поводов заподозрить учителя в некорректных действиях, педагогу следует сразу установить четкие правила.
— Во-первых, назначьте администратором чата кого-то из адекватных, ответственных родителей, — советует педагогам Устинова. — Пусть модерирует сообщения, убирая ненужный «мусор», который может перерасти в серьёзный конфликт. Я имею в виду обсуждение тем, не относящихся к образовательному процессу, склоки, переход на личности, нецензурные высказывания и, конечно, любые темы, касающиеся сбора денег. Сами тоже не поднимайте в чате эти вопросы.
Кроме того, общаясь в публичном пространстве, следуйте правилу: «сначала сто раз подумай — потом напиши». Никаких высказываний «на эмоциях».
Помните, что любое ваше сообщение может быть скопировано кем-то из участников чата и при случае использовано против вас. Сами понимаете, что родители попадаются разные, есть среди них профессиональные жалобщики. Последний совет подойдет не только учителям: мамы и папы тоже часто высказываются необдуманно, о чем потом жалеют.