Жители Сакартвело об отношении к туристам из РФ: «Кто ступил к нам на порог — все, он под нашей защитой» Поделиться
При резком сокращении направлений для отдыха, россияне все чаще обращают взоры на Грузию. Тем более, что со страной Святого Георгия открыто сейчас прямое авиасообщение. Но пока одни, зазывая гостей, говорят: «Мобрдз анди, чамоди мале!» — «Добро пожаловать, приезжайте скорее!», другие строчат в соцсетях и на форумах: «Русские, вас здесь не ждут». Спецкор «МК» поговорила с местными жителями и узнала, как в Грузии относятся к российским туристам, а также о ценах на жилье в курортный сезон.
В Грузии — 100 километров Черноморского побережья. Решаю рассмотреть варианты размещения в главном курортном городе Батуми.
— Хорошие апартаменты, рядом площадь Пьяцца, площадь Европы, ресторан, бар, ночной клуб, — отзывается на мой звонок хозяин двухкомнатной квартиры, который представляется Гочей. В июле — 125 лари в сутки (около 4 тысяч рублей).
— Хотелось бы район потише, — замечаю я.
— Брат сдает «однушку», рядом парк, Николаевская церковь, вид на горы, канарейки на балконе поют. 95 лари в сутки просит (около 3 тысяч рублей).
Спрашиваю про русофобию в Грузии. Вспоминаю недавний сюжет на одном из телеканалов, где собравшиеся в аэропорту требовали от приехавших россиян «валить обратно».
— Э-э, не суди по иудам о всем народе! Они продались Вашингтону и Брюсселю. У нас говорят: гриф сперва смерит свою глотку, а потом проглотит кость. А эти только доллары увидят, и давай «глотать». Сколько там было митингующих? Человек 50, а нас в Грузии почти 4 миллиона.
Гоча решает дать мне совет.
— Запомни три слова, гамарджоба — это здравствуйте, мадлоба — спасибо, сакартвелос гаумарджос — да здравствует Грузия! Эти слова как пароль, везде с ними пройдешь и цену скинут. А если споешь куплет «Сулико» — могут сразу дать гражданство, — смеется мой собеседник.
Звоню по объявлениям в Кобулети. Городок находится в 27 километрах от Батуми. Отвечает женский голос, хозяйка представляется: «Кэтэвани, можно Катя».
— Сдаю второй этаж дома, там 4 спальни, 3 ванные комнаты, гостиная. В июле будет стоить 170 лари в сутки (около 5500 рублей), — объясняет Кэтэвани. — Подойдет для целой компании или для большой семьи. Есть еще отдельная студия с маленькой кухней и ванной комнатой, стоит 80 лари в сутки (около 2500 рублей). Завтраков мы не предлагаем. У меня трое детей, мне просто не успеть.
По словам хозяйки, пообедать в рядом расположенной столовой из трех блюд можно за 10 лари (320 рублей), в кафе — за 15 лари (480 рублей), за ужин в ресторане придется выложить — 50-70 лари (1600-2250 рублей).
— В Грузии безопасно, антирусской истерии нет?
— У нас уже больше года живут ребята из Санкт-Петербурга. И чувствуют себя как дома. Все к ним очень хорошо относятся. А профессиональные провокаторы есть везде. Кому платят — тот нужное хозяевам и говорит, и нужный плакат держит. Они и грузинам могут гадость сказать, и туркам, и азербайджанцам. Про таких говорят: «Крадут нитки от своего же платья».
Кэтэвани говорит, что у них все спокойно.
— Живем мирно, в согласии. Сейчас к парню-россиянину жена с дочкой едет. Билеты на прямые рейсы очень дорогие, они едут через Ереван. Так дешевле. Очень многие звонят, интересуются ценами на жилье. На август уже все забронировано, на июль еще что-то осталось. Мансарду сейчас в отцовском доме расчищаем, собираемся красить. Будем и ее за демократичные деньги сдавать. В основном туристы едут на своих машинах. Думаем, что летом на границе могут быть очереди.
Хвалю Кэтэвани за хороший русский язык. Хозяйка отзывается:
— Мы — рожденные в Советском Союзе — хорошо говорим по-русски. А многие из молодых грузин вообще не знают русского языка, им в школе его не преподавали. Зато могут с вами бегло поговорить на английском.
Хозяйка жалуется, что все подорожало.
— В Турции — инфляция, и на нас это сразу сказалось, вслед за ними цены на все поднялись. Еще два года назад мы платили за килограмм клубники 2 лари (64 рубля), варили на зиму варенье, закрывали компоты, а сейчас надо выложить 6 лари (192 рубля). Черешня вообще 8 лари стоит (256 рублей). Для нас это дорого. Немало стариков, у кого пенсия — 180 лари (5765 рублей). В июле, когда вы соберетесь приехать в Грузию, пойдет уже и груша, и мушмула, и дыни, и арбузы. Будет уже наша знаменитая алыча, та что идет на соус ткемали.
Далее решаю присмотреться к ценам на жилье в небольших населенных пунктах, расположенных на побережье.
Дядюшка Надар зазывает в свой поселок Уреки, который располагается в 50 километрах от Батуми. Объясняет, что рядом с домом — лечебный пляж. Песок имеет черный цвет из-за примесей магнитного железняка. Его с гор принесли две реки.
— Вышел из моря — закопался в песок, погрелся, а потом из магнитного поля — снова в море. Все болезни здесь оставишь, — убеждает Надар.
За номер на двоих в гостевом доме с завтраком он просит в сутки 65 лари (2082 рублей).
— Утром — яйца из-под курицы, мацони, кукурузная каша — эларджи, сулугуни, хлеб «шоти», сам его делаю в печи-тонэ. А хачапури! Как без него? Будешь есть и говорить, что в каждом кусочке прячется счастье.
Спрашиваю у батоно Надара, не столкнемся ли мы с русофобией. Он буквально вскипает:
— Мы отделяем мух от котлет — политику от человеческих отношений, власть от народа. На ваших релоктантов, по нам так — мигрантов, еще у нас ворчат. Цены на жилье из-за наплыва россиян, которые бежали из страны год назад, значительно выросли. Мой племянник-студент не может в Тбилиси снять даже комнату. Все дорого. Общежитий в вузах, как было в советское время, уже нет. Живет пока у друга в частном доме в пригороде. А туристы для нас — прежде всего гости.
— И кошельки…
— Только от одного слышал, как он сказал про туристов: «Деньги приехали». Он за долларами людей не видит. Да он и не грузин, там смесь кровей… Для грузин, кто ступил к нам на порог — все, он под нашей защитой. Я сейчас бочку с вином под новый урожай освобождаю. Все, кто живет у меня, домой поедут с баклажками вина. Это — подарок. Угощаем их с женой всем, что растет у нас в огороде. Считаем, кто попал к нам в дом — это люди от Бога.
Предлагают в Грузии и авторские туры, обещая показать храмы, музеи, древние города, крепости, Серные бани, винодельни, традиционные грузинские застолья, национальные мастер-классы, прогулки по редким местам. Но и цены на них «кусаются». 7-дневний тур обойдется в среднем в 65 тысяч рублей на одного. Перелет оплачивается отдельно.
Одна из организаторов, Манана, просила не беспокоиться о безопасности. И не обращать внимание на русофобские надписи, которых немало на стенах домов.
— Мы сейчас находимся с гостями в Батуми, все прекрасно, все довольны, — говорит Манана. — Надписи всякие есть. У нас их не закрашивают. А в России разве не пишут на заборах всякую ерунду? Не всему надо верить! У нас все спокойно. Люди разные, как и везде. Вот только недавно один мужчина из Израиля обложил меня по чем зря, написав мне, что все грузины продажные. Мне что из-за этого надо переживать? И не подумаю! К нам приезжают российские туристы с детьми. Недавно была мама с двумя детьми, и еще одна россиянка с 10-летней дочкой. Девочка приехала, вообще не улыбалась. Ее мама поделилась, что она у них очень серьезная. Наш гид к ней постоянно обращался: «Машико, Машико…» Ребенок к вечеру стал улыбаться, а потом и смеяться. Простые грузины ее все время чем-то угощали, то орешками, то конфетами, то черешней. И не для того, чтобы ее мама что-то купила. Для грузин ребенок — это ангел. Особенно, если это девочка. Маша была удивлена, растеряна. Спрашивала у мамы: «Это можно брать? А это?» Гид наш говорил: «Машико, пользуйся моментом, бери все что тебе дают». Она в Грузии оттаяла сердцем. Сколько благословений получила от людей — не передать словами.
Манана говорит, что в Грузии два культа — еды и детей. А вообще вся страна Сакартвело — один большой ресторан. Приехать сюда и похудеть не получится. Варианты размещения есть на разный кошелек. Если денег в обрез, а путешествовать хочется, можно отправиться в один из палаточных городков на побережье. Если у вас все снаряжение свое, за взрослого в сутки нужно будет платить 10 лари (320 рублей), за ребенка от 10 до 16 лет — 5 лари (160 рублей). Стоянка автокемпера (дома на колесах) — 25 лари (800 рублей) с подключением к коммуникациям, 20 лари (640 рублей) — без.